В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!
Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.
Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.
Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».
В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.
Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.
Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.
Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.
Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.
Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.
Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.
Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!
Мы живем в прекрасном мире. Это - окружающие нас растения, животные, люди, звезды, планеты, воздух, вода. На нашей планете существует целое водное царство.
С каждым годом на нашей Земле мелеют реки, заводы выливают в водоемы промышленные отходы, садоводы и дачники сваливают мусор в озера и пруды. Человеку и всему живому нужна вода.
Чистой воды становится меньше. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо узнать, как устроен мир воды. Поэтому мы решили составить книгу - познавайку «Удивительный мир волшебницы Воды». В этой книге мы вместе найдем ответы на многие вопросы о воде.
Цель нашей работы: узнать, почему и зачем нужно беречь воду?
В ходе исследования мы ставили перед собой задачи:
- Найти материал, что такое вода.
- Выяснить, какую пользу приносит вода природе.
- Выяснить, зачем нужна человеку вода.
- Выяснить, как путешествует вода в природе.
- Выяснить, какими свойствами обладает вода.
- Выяснить, к чему приводит загрязнение воды.
- Составить книжку - познавайку о воде.
- Познакомить своих одноклассников с собранным нами материалом.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: значение воды в природе и жизни человека.
Методы нашего исследования: наблюдение, сбор информации и её анализ.
Что такое Вода?
Волшебница Вода - красота всей природы. Вода живая, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Если бы мы с вами взглянули на Землю из Космоса, то увидели бы, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Вода - в морях, океанах, реках, озерах. На высоких горах, в Арктике и Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Много воды в атмосфере: это облака, туман, дождь, пар, снег.
Что такое морская вода?
Если вы когда-нибудь плавали в море и пробовали на вкус морскую воду, вы уже знаете, что она соленая. Большая часть соли происходит из горных пород на суше. Когда скалы разрушаются ветром и дождем, соль, которая в них содержится, вымывается реками в море. Она скапливается и делает воду соленой.
Роль воды в природе
- От воды зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности океанов и превращается в водяной пар, из которого образуются облака. Ветер переносит облака на сушу.
- Вода поступает в почву с дождиком или при таянии снега. Вода просачивается вглубь и образует полезное ископаемое - подземные воды.
- Вода нужна растениям для воздушного питания. Испаряя воду листьями, растения защищаются от перегревания.
- Вода нужна животным для нормальной жизни. Для водных животных вода - среда обитания.
Вода у нас дома.
Вода - добрый друг и помощник человека.
Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.
Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для тепла.
Дома мы постоянно используем воду.
Откуда берется пресная вода? Круговорот воды в природе
Пресная вода появляется благодаря круговороту воды в природе. Земля нагревается. Это вызывает превращение воды в водяной пар. Водяной пар смешивается с воздухом. Так происходит испарение воды.
Вместе с более легким теплым воздухом пар поднимается высоко в небо. Там остывает и превращается в капельки воды. Мельчайшие капельки превращаются в облака. Капельки постепенно растут и становятся такими тяжелыми, что не могут удерживаться наверху воздушными течениями. Они падают на землю в виде дождя. Вода стекает обратно в водоемы, а потом снова испаряется. Так происходит круговорот воды в природе.
Свойства воды
- «Животворное свойство воды».
- «Вода способна смачивать и очищать предметы».
- «Вода не имеет вкуса и запаха».
- «Вода течет, разливается».
- «Есть ли форма у воды?»
- «Есть ли цвет у воды».
- «Вода прозрачная».
- «В воде растворяются некоторые вещества».
- «Вода замерзает».
- «Вода испаряется»
Состояния воды
Как и другие вещества, вода состоит из мельчайших частиц - молекул. В разных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) расположение молекул в воде бывает различным. Это зависит от температуры окружающей среды. Представим, что молекулы - маленькие человечки. Эти человечки ведут себя по-разному - все зависит от состояния воды.
Заключение
Мы с вами совершили небольшое путешествие в удивительный мир волшебницы Воды. Узнали много нового и интересного, необычного о Воде, провели опыты, получили ответы на интересующие нас вопросы, отгадали загадки. Как же огромен и прекрасен мир волшебницы Воды. Так давайте же беречь и охранять Воду, ведь вода - это часть природы, часть окружающего мира, а окружающий мир важен для каждого из нас и каждый из нас важен для окружающего мира.
Четыре элемента природы, четыре стихии родили на Земле жизнь — это огонь, воздух, земля и вода. Причем вода появилась на нашей планете на несколько миллионов лет, чем та же почва или воздух.
Казалось бы, вода уже изучена человеком, но ученые до сих пор находят самые удивительные факты об этом природном элементе.
Вода стоит особняком в истории нашей планеты.
Нет природного тела, которое могло бы
сравниться с ней по влиянию на ход основных,
самых грандиозных, геологических процессов.
В.И. Вернадский
Вода — это самое распространенное неорганическое соединение на земле. И первое исключительное свойство воды в том, что она состоит из соединений атомов водорода и кислорода. Казалось бы, такое соединение, согласно химическим законам, должно быть газообразным. А вода — жидкая!
Так, например, всем известно, что вода существует в природе в трех состояниях: твердом, жидком и в виде пара. Но уже сейчас выделяют более 20 состояний воды, из которых только 14 — это вода в замерзшем состоянии.
Удивительно, но вода — единственное вещество на Земле, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому лед не тонет, а водоемы не промерзают до самого дна. Разве что при экстремально холодных температурах.
Еще один факт: вода — универсальный растворитель. По количеству и качеству растворенных в воде элементов и минералов ученые выделяют приблизительно 1330 видов воды: минеральная и талая, дождевая и роса, ледниковая и артезианская…
Вода в природе
В природе вода играет важнейшую роль. При этом она оказывается задействованной в самых разных механизмах и жизненных циклах на земле. Вот лишь несколько фактов, которые наглядно демонстрируют ее значимость для нашей планеты:
- Значение круговорота воды в природе просто огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу.
- Моря и океаны, реки и озера — все водоемы играют важнейшую роль в создании климата той или иной местности. А высокая теплоемкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.
- Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит — воздух был бы непригоден для дыхания.
Вода в жизни человека
Главный потребитель воды на Земле — это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Значение же воды в жизни человека просто огромное.
- Тело человека тоже состоит из воды. В теле новорожденного — до 75% воды, в теле пожилого человека — более 50%. При этом известно, что без воды человек не выживет. Так, когда у нас исчезает хотя бы 2% воды из организма, начинается мучительная жажда. При потере более 12% воды человеку уже не восстановится без помощи врачей. А потеряв 20% воды из организма, человек умирает.
- Вода является для человека исключительно важным источником питания. По статистике человек за месяц в норме потребляет 60 литров воды (2 литра в день).
- Именно вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества.
- Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела.
- Вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества. А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.
- Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии. Неудивительно, что борьба за водные ресурсы идет нешуточная. Вот всего лишь несколько фактов:
Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды можно отнести к питьевой. И доступ к этому ресурсу с каждым годом становится все труднее. Так, по данным РИА-новости за последние 50 лет на нашей планете произошло более 500 конфликтов, связанных с борьбой за водные ресурсы. Из них более 20 конфликтов переросли в вооруженные столкновения. Это всего лишь одна из цифр, ярко демонстрирующих то, насколько важна роль воды в жизни человека.
Загрязнение воды
Загрязнением воды называют процесс насыщения водоемов вредными веществами, отходами производства и бытовыми отходами, в результате которого вода теряет большую часть своих функций и становится непригодной для дальнейшего потребления.
Основные источники загрязнения:
- Нефтеперерабатывающие предприятия
- Тяжелые металлы
- Радиоактивные элементы
- Ядохимикаты
- Стоки городских канализаций и животноводческих ферм.
Ученые давно бьют тревогу, что мировой океан ежегодно получает свыше 13 млн. тонн отходов нефтепродуктов. При этом Тихий океан получает до 9 млн.тонн, а Атлантика — более 30 млн.тонн.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения на нашей планете уже не осталось источников, в которых присутствовала бы чистая природная вода. Есть лишь водоемы, загрязненные менее остальных. И это грозит катастрофой нашей цивилизации, так как без воды человечество просто не выживет. А заменить ее нечем.
Человеческий организм на 75-80% состоит из воды. Поддерживать водный баланс - это, без преувеличения, жизненно важная задача для каждого. К сожалению, многие из нас ошибочно полагают, что с проблемой обезвоживания сталкивается исключительно путник в раскаленной пустыне, когда у него закончится вода. Однако это не так.
Елена Орлова/ «Здоровье-Инфо»
Существует хроническая форма обезвоживания , не имеющая острых симптомов. Такое скрытое обезвоживание распространено чрезвычайно широко и поражает каждого, кто не пьет достаточно жидкости. Чем же опасно обезвоживание организма? И сколько жидкости нам нужно для здоровья?
Потому что без воды…
Нормальное функционирование всех органов требует определенного количества жидкости. Ежедневный минимум равен одному литру. Однако потребность в жидкости зависит от возраста и образа жизни: наиболее активным людям молодого и зрелого возраста, занятым физическим трудом, нужно до трех литров жидкости ежедневно. Полезно знать, при каком именно количестве потребляемой жидкости вы чувствуете себя в наилучшей форме. Следите за тем, чтобы вашему организму хватало воды.
Обмен веществ, поддержание теплового баланса, снабжение клеток питательными веществами, своевременный вывод токсинов и продуктов распада - все эти процессы в нашем организме запускаются и работают с помощью воды. Обезвоживание опасно тем, что при недостаточном количестве жидкости нарушается нормальная жизнедеятельность организма.
Вот что происходит, когда в нашем теле недостаточно воды.
- Замедляется течение биохимических реакций
- Нарушаются процессы пищеварения
- Увеличивается вязкость крови (а это создает реальную опасность образования тромбов)
- Нарушается регуляция теплообмена организма с окружающей средой
Также потерю жидкости могут вызвать некоторые медицинские препараты, поэтому следует обязательно читать инструкции: в таких случаях на этом акцентируется потребителя.
Темная и мутная моча. Продукты распада, предназначенные для выведения из организма вместе с мочой, растворены в недостаточном количестве жидкости. В норме моча должна быть очень светлой и почти прозрачной.
Сухая кожа, сухость во рту. Механизм перераспределения жидкости тот же: влага с поверхности тела «откачивается» внутрь. Кожа становится очень сухой, а при продолжительном обезвоживании покрывается морщинами.
А вот несколько менее явных симптомов скрытого обезвоживания , которое очень часто путают с признаками других болезненных состояний.
Истощение, недостаток энергии, хроническая усталость. Обезвоживание тканей уменьшает ферментативную активность, поэтому организм получает меньше энергии, все функции замедляются.
Что делать?
Овощи и фрукты - не только кладезь витаминов и клетчатки, но и источник воды (например, огурцы состоят из воды на 95%). Ешьте больше свежих овощей, фруктов и ягод. В арбузный сезон побалуйте ваш организм этой полезной и очень влажной ягодой (90% воды и 10% вкусной ароматной клетчатки!)
Следует выполнять некоторые элементарные правила поддержания водного баланса организма.
- При физических нагрузках, повышении или воздуха (в жарком климате например), в салоне самолета, где всегда очень сухой воздух, в кондиционированном помещении постарайтесь выпивать хотя бы треть стакана чистой воды каждый час.
- После каждой чашки чая или кофе старайтесь выпивать полстакана-стакан воды, поскольку чай, кофе и другие кофеиносодержащие напитки вызывают
Конспект заседания клуба по окружающему миру
во 2 классе.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Кому и для чего нужна вода?»
Цели и задачи:
Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.
Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.
Оборудование и наглядные пособия:
Учебники.
Тетради для самостоятельной работы.
Выставка книг о воде.
Пригласительные билеты.
Презентация
Объявление
Образец объявления
Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.
Тема заседания: Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____
Ответственные ____________________________________________________
Докладчики___________________________
Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .
Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ________________________________________________________________
Организационный момент.
Учитель:
Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.
Постановка цели.
Председатель младшего научного общества
:
Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.
Учащиеся:
Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» - 15 мин.
Информацию учителя – 15 мин.
Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.
Подведение итогов. – 5 мин.
Изучение нового материала.
3.1. Председатель
Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.
Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).
Что нового сообщили нам ребята о воде?
3.2. Учащиеся (приглашённые):
Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.
Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.
Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
3.3.Слово учителя (с использованием презентации):
Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.
Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.
Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.
Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.
3.4.Работа групп:
1.Стихи о воде.
Капля
Капля воды вытекает из крана –
Капля очищенной нами воды,
Капля слезы вытекает из глаза –
Капля страданий и боли души.
Капля дождя вытекает из тучи –
Капля надежды и радуги свет,
Капля реки вытекает из устья –
Капля природы и наших побед.
Капля и капля – получится море,
Море плюс море – равно океан.
Море воды наградило нас болью
За причиненный ей нами кошмар.
Трудолюбивая вода
Время ванну принимать.
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется –
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом – братцам
И с мочалкою – сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица –
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
***
Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят
А. Фет
***
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И всё это – только вода.
***
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
***
Загадки о воде.
Я – и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода)
Течет, течет –
Не вытечет.
Бежит, бежит –
Не выбежит (река)
Без крыльев – лечу.
Без ног – бегу,
Без паруса – плыву (облако)
В белом бархате деревья –
И заборы, и деревня.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает (иней)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (туман)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло (лед)
Из воды родился и в воду превратился (снег)
3. Сказка о воде.
Сказка о ручейке
Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.
Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.
Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.
В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.
Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.
Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.
В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».
Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.
Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.
Хотя сказка ложь, да в ней намек – человечеству урок.
Беседа о значении воды в жизни человека.
Почему веселый ручеек ушел от людей?
Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?
Смогли бы люди жить без воды?
Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.
Пословицы и «крылатые» выражения о воде
1. Кран – чистый родник в квартире.
2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.
4. Не всякая водица для питья годится.
5. Много воды – много травы.
6. Вода с гор потекла – весну принесла.
8. Вода и землю точит, и камень долбит.
9. Вода – ценный дар природы.
10.Не сохраним природу – не будет Родины.
11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.
12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.
«Это интересно знать».
Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.
И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.
Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.
Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.
За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.
Сколько воды накапает из 10 часов?
На что хватит этой воды, если:
Полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;
Сварить суп – 6 стаканов воды;
Умыться – 3 стакана воды;
Сварить компот – 8 стаканов воды;
Помыть посуду – 5 стаканов воды.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!
4.Закрепление нового материала.
Председатель:
Слово предоставляется библиотекарю.
Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Председатель:
Предлагаю обсудить контрольные вопросы:
5.Подведение итогов.
Председатель :
Выскажите своё мнение о заседании.
Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.
Домашнее задание:
учебник стр. 50 – 61,
подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.
Справочный материал для учителя
1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.
Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.
Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.
Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.
Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека.
2. Вода в организме человека
Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.
Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).