Часто родители говорят, что не разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова: нравится или не нравится, красиво или не красиво.
Но всё не так сложно, как вы думаете!
Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие, родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления рассказа.
Изображение на картине должно быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного опыта или из известных ему художественных произведений.
При отборе картин для рассказа пользуйтесь следующими правилами:
· Желательно, чтобы картина была нарисована великими художниками в стиле жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству, проверенному временем.
· Можно использовать и картины современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют картинки для детей.
· Действие, изображённое на картине должно быть понятно современному ребёнку. Если события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую картину лучше не использовать для рассказа.
· На картине изображены дети.
· На картине изображены животные.
· На картине изображены дети и животные.
И вот вы подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.
Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину. После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы, можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы ребёнка).
Вопросы.
1.Понравилась тебе картина? (да)
2.Где происходит действие, нарисованное на картине? (в лесу)
3.Какие деревья растут в этом лесу? (сосны)
4.Если в лесу растут только сосны, как называется такой лес? (сосновый)
5.Какое время года изображено на картине? (лето)
6.Почему ты понял, что это лето? (видна яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)
7.Какое время суток изображено на картине? (утро)
8.Почему ты понял, что это утро? (Солнце ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)
9.Как ты думаешь, почему высокая сосна упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две части.)
10.Кто изображён на картине? (медведи)
11.Сколько медведей на картине? (4 медведя)
12.Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)
13.Как ты думаешь, большой медведь – это мама медведица или папа медведь? (мама медведица)
14.Кто остальные три медведя? (Это медвежата)
15.Что делают медвежата? (Два медвежонка залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)
16.Что делает мама медведица? (Она ругает медвежат.)
17.Почему мама - медведица ругает медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они упадут с поваленного дерева и получат травму.)
18.Как ты понял, что мама - медведица ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное дерево, пасть у неё открыта и видны зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата, которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)
19.Как ты думаешь, медвежата послушались свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)
20.Как ты думаешь, мама - медведица накажет медвежат за непослушание? (да)
21.Как может мама медведица наказать медвежат? (отшлёпает их по попе)
22.А ты всегда слушаешься свою маму? (ответ ребёнка из личного опыта)
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Учитель-дефектологГУО «Ясли-сад агр.Лойки» А.В.Каленик
Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений.
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения. Обучение составления рассказа по серии картинок можно начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки.
К четырем годам объем серии увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.)
В пятилетнем возрасте ребенку может предлагаться до 6-ти картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
При возрасте детей пять-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 - 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).
Очень важно создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании. Примеры мотивации:
· для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;
· для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому - либо герою (например, Чебурашка хочет разобраться в картинках);
· дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).
Для развития у детей умения составлять связный рассказ по серии картинок предлагается следующий алгоритм работы:
1.Ребёнку нужно выложить картинки в логической последовательности (картинки разрезаны).
2. Составить по цепочке картинок связный рассказ.
Дети, которые не справляются с подобными заданиями, как правило, испытывают трудности в обучении.
Как подготовить ребёнка к выполнению такого вида заданий?
Последовательность обучения.
1.Сначала надо научить ребёнка анализировать ситуации из реальной жизни. Когда ребёнок умывается, попросите его рассказать последовательность совершаемых действий.
Что мы делаем сейчас?
Что делали до этого?
Что будешь делать, когда намылишь руки?
Зачем мы всё это делали? (Чтобы руки были чистые перед едой).
Подобным образом можно анализировать причинно-следственные связи в сказках, например, Ш. Перро «Красная Шапочка».
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
1. Учим раскладывать картинки в одну линию слева направо.
2. Учим находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
3.Учим определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи на основе анализа местоположения героев и объектов.
4.Учим определять время событий на каждой картинке (время года, время суток).
5.Учим выделять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключение о цели их действий (зачем делает?)
6. Учим устанавливать последовательность действий (что за чем?)
7.Учим составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок
по схеме:
а) однажды...
б) в таком-то месте...
в) такой-то объект...
г) делал то-то для того то...
д) потом этот же объект делал (переходим ко 2 картинке)....
ё) в результате получилось то-то, поэтому можем сказать, что данный герой такой-то
ж) придумаем название получившемуся рассказу.
Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них.
Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, что необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.
Конспект занятия предназначен для детей средней логопедической группы с заключением ОНР.
Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. Дети получают письмо от Незнайки, помогают ему выбрать правильные и неправильные признаки весны. В процессе занятия ребята вместе с логопедом пишут письмо для Незнайки (составляют рассказ о зайце и снеговике).
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в средней логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
Программное содержание:
Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Образовательные задачи:
- закреплять представления о весне и ее приметах;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»;
Развивающие задачи:
- закреплять умение определять состав серии картинок;
- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте;
- упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
- учить произносить двухсложные слова из открытых слогов;
- упражнять в простейшем слоговом синтезе;
- упражнять в употреблении предложений с союзом потому что.
- развивать внимание, память, творческое мышление;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать герою картины, понимать его чувства.
Словарная работа:
- существительные: весна, заяц, снеговик; прилагательные: ласковое, теплое, яркое, липкий, мокрый, грязный, зернистый, звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые;
- глаголы: лепить, подпрыгивать, подставить, пригорюнился, пригревать, растаять.
Оборудование: серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»; круг из картона желтого цвета, полоски из картона желтого и голубого цвета, бумажные снежинки; письмо от Незнайки, мяч.
Ход занятия:
Оргмомент. Введение в тему.
Прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о весне.
1. Дидактическая игра «Подбери слово».
Посмотрите, наше солнышко без лучиков. Чтобы солнышко засияло, надо сказать ему, какое оно. Вы будете выкладывать по одному лучику, называя признак солнца.
Солнце какое? яркое, теплое, ласковое…. (На полу лежит круг, дети, говоря слово-признак, кладут около круга «лучик»).
Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.
Пригрело солнышко, снег начал таять. Снег какой? липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый. (Из снежинок выкладывают сугроб).
Тает снег, побежали ручьи.
Ручьи какие? звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые. (Из голубых полосок дети выкладывают ручеёк).
3. — Ребята, я получила письмо от Незнайки. Что он здесь пишет? “Здравствуйте ребята! Я очень люблю весну и знаю все её признаки. Давайте послушаем, что пишет Незнайка о весне. Если он написал правильный признак весны, то давайте хлопнем 1 раз в ладоши, а если неправильно, то просто исправим его ошибки. Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.
4. Элементы логоритмики без музыкального сопровождения.
Дети, мы говорили о том, что весной с крыш капает растаявший снег. А откуда ещё он может капать? – конечно, с сосулек. Давайте покажем сосульку!
«Сосулька»
Вниз головой висит сосулька Кисти свисают вниз
От солнца насморк у неё Показываем на нос
То от тепла она заплачет Кулачки у глаз
То платьице ушьёт своё От подмышек движение рук вниз
Придёт мороз и закалеет Руки в замок перед грудью
Немного за ночь подрастёт Вытянуться, руки выпрямить вверх
Окрепнет телом, потолстеет, Руки на пояс,
Тяжёлой станет, упадёт. Присесть на корточки.
5. Работа по серии картинок «Заяц и снеговик».
В конверте еще какие-то картинки, Незнайка просит у вас помощи. Он пишет: «Ребята, мой друг заяц Коська прислал мне картинки, хочет мне рассказать какую-то историю, но у меня не получается собрать эти картинки по порядку. Помогите мне!»
Рассмотрите картинки и расставьте по порядку.
Установление картин в правильной последовательности. Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин.
Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Кого мы видим на первой картинке?
«Почему прыгает зайчик? - Потому что хочет достать морковку.
Почему он хочет достать морковь? - Потому что он любит морковку.
Почему зайка не смог достать морковь и с лестницей? - Потому что она коротка, потому что снеговик высокий.
Почему зайка пригорюнился?
Потому что не достал морковь.
Почему снеговик становится все ниже и ниже?
Потому что он тает. -
Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? -
Потому что снеговик растаял. -
Почему растаял снеговик? - Потому что припекло солнышко. -
Почему солнышко так сильно пригрело? - Потому что дело происходило весной».
А теперь послушайте весь рассказ целиком. Вы будете рассматривать картинки, а я буду рассказывать. Если вы хотите, можете рассказывать вместе со мной.
Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился.
В это время солнышко стало пригревать, снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее.
Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте поиграем.
6. Физкультминутка.
Был большой снеговик, (встают на носки, руки вверх)
А теперь он невелик, (приседают)
Зайка прыгал ловко, ловко
и достал свою морковку. (прыгают)
7. Повторение рассказа по серии картинок детьми.
Но мы должны написать Незнайке ответ. Кто расскажет рассказ про зайца Коську, а я запишу и пошлю Незнайке?
Молодцы, хорошее письмо получилось! Выходите, поиграем в игру.
8. Игра «Конец слова за тобой»
Я буду бросать мяч и произносить первый слог, а вы будете возвращать мне мяч, и говорить второй слог, затем называть слово полностью.
Лу
лужа
Не
небо
Зи
зима
Ле
лето
Му
муха
Ка
Катя
Ма
Маша
Молодцы!
9. Подвижная игра «Веснянка».
Давайте позовем солнышко к нам в гости. Пусть оно скорее приходит и радует нас!
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори. Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу на носочках)
Прилетело сто грачей, (бегут, взмахивая руками как крыльями)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки, подняв руки)
Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Незнайка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?
Родители часто задаются вопросом: как приучить ребёнка к чтению и когда это надо начинать делать? Специалисты рекомендуют не затягивать с этим вопросом. Конечно, нет смысла показывать грудничку карточки с буквами, а вот читать ему уже можно и нужно.
Чтобы скачать лист с рассказом кликните по нему правой кнопкой мыши. В открывшемся окне выберите «Сохранить картинку как». Сохраните на рабочий стол своего ПК и распечатайте.
Как правильно читать рассказы с картинками
Участие в чтении принимает взрослый и ребенок. Взрослый прочитывает часть рассказа, написанную буквами, и делает паузу, когда по тексту встречается изображение. Малыш называет то, что видит на рисунке.
Дойдя до конца текста, взрослый задает вопрос: «О чем был рассказ?», «Как звали …(героев)». Отвечая на эти вопросы, маленький человек проводит большую мозговую работу. Он задействует память, пытаясь вспомнить текст. Внимательность и логику, поглядывая на картинки, воссоздает порядок действий в рассказе. В дальнейшем эти знания, закрепятся в подсознании, и ребенку будет легче писать изложения в школе. Он научится вычленять некоторые моменты и на основании их воспроизводить в памяти весь текст.
Тексты с рисунками вместо некоторых слов бывают разными:
- чёрно-белыми;
- красочными;
- с наклейками.
Их использование во многом зависит от возраста у уровня развития малыша. К примеру, чтобы крохе было интереснее ему можно предложить раскрасить чёрно-белые картинки. Это позволит маленькому человечку лучше запомнить сказку и потом рассказать её своими словами.
Кстати, пользоваться подобными пособиями в электронном виде не стоит. Маленькие дети быстро утомляются, работая со статичными картинками на мониторе компьютера или экране планшета. А значит, подобные занятия будут малоэффективными.
Так что, если нет возможности приобрести сказки и рассказы с картинками вместо определённых слов, то лучше сделать их скачать и распечатать. В процессе занятий эти листочки можно будет собрать в книжку, а затем вместе с ребёнком сделать обложку, для которой он придумает и нарисует какую-нибудь картинку.
Польза занятий
Когда малыш подрастёт его постепенно надо вовлекать в процесс чтения. Для этого можно использовать такие пособия, как сказки и рассказы с картинками вместо отдельных слов. Ещё не умеющему читать малышу такие упражнения принесут немало пользы:
- восприятие – ребёнок учится распознавать, что изображено на картинке;
- внимание – концентрироваться на предмете и вовремя его назвать;
- речь – рассматривая изображение, кроха может самостоятельно рассказать историю;
- память – пересказ истории по памяти.
Кстати, подобная методика используется психологами в детских садах для проверки знаний и речевого развития детей.
Сказки с рисунками вместо некоторых слов полезны и детям, которые уже учатся читать. К примеру, если малыш уже знает буквы, но ему тяжело соединять их в слова, то картинка поможет ему немножко отвлечься. Как следствие, он не будет воспринимать чтение как нечто утомительное, а значит и сохранит интерес к обучению. Подобный эффект поможет и родителям тех детей, которые сразу невзлюбили чтение.
Кроме того, рассказы с картинками вместо отдельных слов прекрасно развивают фантазию и способствуют развитию речи. А это, по сути, основная причина, по которой детям очень нужно читать.
Книжки, в которых часть слов заменена рисунками, активно используют в своей практике и логопеды. Как правило, ребёнок не стремится проговаривать слова с труднопроизносимыми для него звуками. А вот в процессе совместного чтение весёлой сказки малыш раскрепощается, что значительно облегчает работу специалиста в плане постановки того или иного звука. Логопед, слышит как ребенок произносит слова с труднопроизносимыми для себя звуками в обычной, не принужденной обстановке и делает вывод о том есть улучшение после занятий или нет.